Adidas adidas Originals adidas' Consortium AIR FORCE 1 Air Jordan AIR JORDAN 1 Air Max Asics Atmos Casio Casio G-Shock Concepts converse Fila G-Shock GEL LYTE III Gel Lyte V Jordan JORDAN BRAND lacoste Le Coq Sportif Levi’s New Balance Nike Nike Air Force 1 Nike Air max Nike SB nikelab Onitsuka Tiger Puma Reebok Reebok Classic Ronnie Fieg saucony Sneaker Freaker Sneaker Freaker Russia Stan Smith Street Beat Supra Supreme Vans Wrangler Y-3 ZX FLUX Аdidas
Loading

А ЧТО ЕСЛИ … МАЙК НЕ ПОЛЮБИЛ БЫ NIKE ?

Мысль  о том, что Майкл Джордан понтуется Тремя Полосками adidas, кажется такой же невероятной, как Дональд Трамп с дредами. Но это не так уж далеко от реальности на самом деле. Было время, когда Майкл не был влюблен в знаменитый «свош» Nike. Когда Nike впервые заметили молодого Джордана, он ещё только неловко вставал на ноги.
Дело в том, что Джордан был человеком adidas, и в свой звездный час он упрямо носил свои любимые кроссовки этой марки. Из этого следует вопрос — как смотрелась бы игра в кроссовках, если бы Майкл последовал зову сердца и предпочел город Херцогенаурах, где расположился головной офис компании adidas. Да-да, настало время

настало время повернуть часы вспять, прямо как в фильме «Осторожно, двери закрываются», и ответить на вопрос —
что было бы, если бы Майк не полюбил Nike?

1984 год.  Дела в Бивертоне идут не лучшим об-разом. «Свош» пошатнулся после прошлогоднего уменьшения прибыли. Бренд, который раньше обожали любители пробежек, таял на глазах. Товары для игры в спортзале были основным сегментом, однако, продажи сокращались, особенно это касалось баскетбола. Цены на акции падали, и Уолл-Стрит давал советы незадачливым акционерам Nike в духе знакомого слогана — «Просто продайте их!» Теперь рулили Reebok с их белоснежными кожаным Фристайлами.

Nike необходимо было найти новую фишку. У коллеги Nike, гуру Сонни Ваккаро появляется идея. Прирожденный предприниматель и баскетбольный промоутер с безупречной репутацией, Ваккаро заметил молодого Майкла Джордана, который начал выбиваться в первые ряды. Ваккаро был уверен, что этот парень многого добьется и предложил Nike сделать ставку из серии «всё или ничего» на этого пружинистого новичка. Вместо тог чтобы сотрудничать с различными игроками NBA, они делают ставки на одного, избранного. И это выглядело привлекательным.

Они раскрутят Джордана, как бренд с собственными правами, а также запустят его линию кроссовок. Все сошлись на мысли, что это блестящий план, который может изменить ситуацию в сфере спортивной торговли.
Все, кроме Майкла. Накануне предсезона игр NBA в октябре Майкл Джордан ошеломил Фила Найта и …подписал договор с adidas. Вся команда Северной Каролины Tar Heels могла быть за Converse, но Джордан был предан трилистнику adidas. Ему нравились эти полоски и особая пропитка кожи кроссовок. Конечно, взгляды на мир Nike шире, и денег предлагают не меньше, но adidas поднял своё последнее предложение так, чтобы вундеркинд из Буллс чувствовал, что его чествуют. Сделка состоялась.

Nike пошли обходным путем, и сделали ставку на взрывной атлетизм Хакима Оладжувона. Надвигавшийся сезон NBA 1984-85, казалось, будет настоящей схваткой за превосходство в игре и брендах. В то же время Nike крайне аккуратно пытаются найти подход к их новому звездному контракту. Джордан настаивает на выпуске своей модели кроссовок, но на её разработку уже нет времени. К тому же зачем вкладывать средства в модель обуви ненадежного новичка, когда он может просто носить новые Forum Hi, самые продвинутые и дорогие кроссовки для баскетбола, которые когда-либо были выпущены? В розничной продаже Forum Hi стоили всего 99.99$, поэтому они быстро приобрели популярность. Блистательный дебют Джордана резко повышает спрос на данную модель. Форумсы, или «Джорданы», как их вскоре стали называть, стали самой заметной обувью на улицах Чикаго и Нью-Йорка.

Nike Air Hakeem, напротив, становятся товаром для аутлетов. Модель, средняя между Слэм-Данк и Терминатором, плохо сидит на ноге. Хоть кроссовок и был безобиден, его красно-желтая расцветка вызывала массу нареканий. Впоследствии известные как «Рональдсы», первые кроссовки Air Hakeem имели дурную славу клоунских ботинок. Они были совершенно ничтожны по сравнению с роскошными Forum Hi, с безупречными белоснежными деталями и классическими красно-синими акцентами.

Когда Джордан стал единственным новичком, выбранным в игру All Star, все начинают сходить с ума, потому что Майкл одет в специальный релиз с умопомрачительными красными и черными полосами. Отстраненный от игры комиссаром NBA за слишком крутой внешний вид, Джордан сделал ограниченную серию All Star Jordan объектом желания всех улиц. Ночные очереди в магазинах Foot Locker в 14 городах — о таком никогда не слышали ранее. К несчастью, пухлый полицейский торгового центра начал задыхаться, когда увидел такую толпу в спортивном магазине во Флориде.
Позднее выяснилось, что он подавился пончиком, но это первый несчастный случай, имеющий отношение к шумихе вокруг кроссовок и попавший на обложку Sports Illustrated. В следующем году Nike попытались дать сдачи второй именной моделью Оладжувона. В радикальной попытке усовершенствовать Forum Hi и их крестовую систему поддержки лодыжки, дизайнеры добавили огромную застежку-липучку вокруг шнурков. Air Hakeezy получились большими и громоздкими для лучшей амортизации.
Nike утверждали, что модель опередила свое время. К несчастью для них, так и был Все еще купаясь в лучах своего сильного выступления на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. Nike срочно нуждались в новых успехах. К несчастью, продажи не подавали признаков жизни, а сокращения персонала и урезание бюджета плохо поддерживают командный дух.
Одним из тех, кому пришлось уйти, стал архитектор-дизайнер по имени Тинкер, который, по слухам, работал над безумной моделью бегового кроссовка с пяткой Air размером с дирижабль Гинденбург.

Хэтфилд, расстроенный растущим консерватизмом компании, в угоду нервничающим инвесторам, уезжает жить в город Моаб, Юта. На последнюю зарплату он покупает прекрасный диван из страусиной кожи, на который он уже давно положил глаз.
К 1986 году adidas сделал Нью-Йорк своей цитаделью. Джордан-мания растет, а Патрик Юинг, великая надежда Knicks возвращает adidas обратно в Garden. Run DMC звучит из каждого холодильника, а три белых ади-парня из Бруклина выносят хип-хоп на мировую поп-сцену. Трилистник становится таким же символом молодой культуры, как знак мира в 60-е. Еще можно кое-где увидеть пары Nike, ходят даже слухи, что старый аптаун может вернуться, но настоящие сникерхэды про Nike стали забывать.

Теперь все крутится вокруг Strider, Centennial, Concord, Forum, Decade и, конечно, Shelltoe. Перемотаем пленку на 1991 год — Джордан завоевал первую корону NBA, утвердив статус adidas на вершине айсберга обувной индустрии. Бренд владеет баскетболом так же, как и футболом. У Nike все еще есть Оладжувон, и его подвиги на площадке регулярно возвращают Nike их минуту славы, но он не Майкл. Нигерийская звезда не может противостоять харизме Джордана и его невероятным талантом делать невозможное. Неважно, что на нем: бархатный костюм-парашют с трилистником или одна из его любимых футболок adidas с поношенными джинсами — Майкл, посланник бренда, всегда на высоте.

Nike на шаг позади со звездными контрактами после выпуска тусклой линии Air Hakeem, однако остается на плаву благодаря двум самым ярким звездам 90-х. Бренд, у которого были в арсенале Илие Настасе и Джон Макенрой, восстанавливает хулиганский имидж благодаря гениальности Чарльза Баркли и огромному новичку из Луизианы по имени Шакил.

Получая привлекательные предложения от Reebok, Шакил все-таки подписывает контракт с Nike после их обещания заключить договор на выпуск четырех альбомов с Def Jam, включая дуэт с его любимой Мэраей Кэри. Пневматические Air Shaq от Nike вызывают шум, когда их надевает Вуди Харрельсон в фильме ‘White Men Don’t Pump’, в то время как улицы это замечают и отдают должное возрожденной франшизе Force Баркли.
И Шакил, и сэр Чарльз приносят на корт всю свою харизму, но этого не достаточно, чтобы бросить тень на всеамериканское величие Майкла. Надежды Баркли появиться на коробке Wheaties растаяли после того, как он, по слухам, плюнул в восьмилетнюю девочку, сидевшую возле площадки во время игры против Nets.

Прямо на пике своего успеха Джордан выкидывает свой самый гениальный фортель — он уходит из спорта и уезжает во Францию, где учится говорить по-французски и печь блинчики. О его уходе говорит весь спортивный мир. Оладжувон наконец-то выигрывает на площадке, но это пустые победы, а его достижения навеки отмечены отсутствием Джордана.
Когда Майкл наконец возвращается, у adidas уже готова для него новенькая линия ‘Heat You Wear’. Гигантские резиновые наросты на кроссовке MJ32 в форме пузыря немного необычны, но это неважно — Майкл Джордан вернулся! И у волшебника наконец-то появился ученик по имени Кобе, который должен продолжить династию Трилистника.

Вернемся к реальности. Сейчас 2013 год и Nike — подминающий всё под себя тяжеловес. Эта немного претенциозная альтернативная история, возможно, недооценивает умение Nike впечатывать спортсменов в массовое воображение с помощью своего экспериментального маркетинга. Nike относился к Джордану как к королевской особе спортивного мира и создал его продуктам такой образ, какой не смог бы создать ни один другой бренд. Но, в конце концов, все зависит от величия одного человека. Майкла Джордана не сделаешь на фабрике.

Джордан спокойно сделал невозможное возможным, как никто до или после него. Даже если бы он носил adidas, он все равно был бы лучшим. Кто знает, если бы он переметнулся к adi, возможно, сейчас мы бы все говорили ‘It’s gotta be the Stripes!’.
Журнал SNEAKER FREAKER, текст ЭНТОНИ КОСТА, фото ДЖЕЙМС РОДЖЕРС

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal