Коллекционеры. Михаил Осипов
Удивить кого-то коллекционированием кроссовок достаточно сложно не только в Москве. Но вот удивить коллекционером, который осознанно купил свою первую модель в далеком 1998 году и который никогда в жизни не назовет себя ни коллекционером, ни сникерхедом, думаю, можно. Долго представлять Михаила смысла особого не имеет – он, как и многие другие темные лошадки, всегда стоит в сторонке, но при этом именно он являлся тем стержнем, который двигал вперед огромный субкультурный пласт молодежи как в плане одежды, так и обуви.
Расскажи о себе? Меня зовут Михаил, мне 29 лет, и я клерк) Ты можешь назвать себя сникерхедом? Ни в коем случае. Мне не понятно такое внимание к понятию “сникер” в последнее время. Когда я начал покупать кроссовки, я ничего не знал об этом. – То есть ты просто коллекционер? Коллекционирование – это такая страсть, которая не дает человеку жить спокойно, а для меня кроссовки такой страстью не являются. В моем понимании коллекционирование кроссовок – это покупка не только своих размеров, это специальные полки и коробки, куда ты складываешь свою обувь, а я же, наоборот, в любой момент могу надеть каждую пару из своего гардероба, сносить ее до дыр и в конечном счете выбросить. – То есть, у тебя нет ни одной модели, которая бы стояла на полке и радовала глаз? Нет, я всю свою обувь ношу. Но я не ощущаю себя коллекционером не потому, что я ее ношу или у меня просто нет чувства пиетета или трепета перед какой-то парой, а потому что у меня нет чувства собственичества, присущего всем коллекционерам. Желания обладать именно той парой, которой нет ни у кого. В этом плане я самодостаточный человек и у меня не вызывает негативных чувств то, что та или иная модель имеется у кого-то другого. Поэтому я не коллекционер в стандартном понимании. Да и вообще, у нас нет этой культуры и, естественно, для меня первый раз надеть ту или иную пару – это, своего рода, подвиг. Но эта борьба с самим собой заканчивается на первых десяти метрах по асфальту, после которых ты уже не так заморачиваешься. в Ну, хорошо, а как ты начал увлекаться покупкой обуви? У меня был стандартный путь – футбол, терраса моды, так все и случилось. В то время, когда меня увлекла эта тема, не было трендсеттеров, инфлюенсеров и поэтому все происходило совершенно естественно. – Ты помнишь свою первую пару кроссовок, с который ты начал свой путь? У меня было много моделей. Из adidas первыми кроссовками, которые мне запомнились, были Stan Smith, купленные, кажется, в 1998 году. Естественно, я и до этого носил спортивную обувь, в большинстве своем наверное Reebok Classics. И кстати, еще одной парой, которая мне запомнилась, были черно-белые Nike Cortez, купленные мной в 1998 году в магазине на Новом Арбате за достаточно большие для того времени деньги. Фактически, именно с покупкой этих кроссовок я стал обращать внимание на обувь, увлекся, скажем так, темой. Причем, они до сих пор у меня сохранились, «убитые», правда. <сильная>Давай разберемся. Получается, что покупка пары Nike Cortez привела тебя к коллекционированию adidas? Эта была та пара, которая мне запомнилась, я не готовился к интервью, поэтому, может быть, что-то и забыл. Возможно, это просто стечение обстоятельств, но по правде говоря, мне, действительно, визуально нравятся нейлоновые Кортеса. Этот винтажный беговой силуэт Nike и, кстати, с тех пор я так и не покупал себе Nike. Ну а то, что я увлекся adidas, наверное, во многом объясняется увлечением для загара fashion – неотъемлемой частью которой является внимание к “drei streifen”. Свои первые Stan Smith ты нашел в Москве? Нет, в то время в России не было возможности купить нормальную обувь. Хотя, конечно, в магазинах продавались модели, на которые я тогда не обращал внимание, а сейчас бы купил не задумываясь. А Стэн Смит купил в Англии. Это были далеко не первые мои кроссовки, но первые adidas, которые я отчетливо помню и которые я не просто поносил и выбросил. в Даже так! А что тебя именно привлекло в данной модели? Кортовый силуэт, который не был популярен в то время. Тогда, как в прочем и сейчас, были очень популярны черные кроссовки, желательно лаковые. Мне кажется, у adidas это остается до сих пор трендом в России, а с тех пор как на них появилась надпись porshe design другие линейки просто отошли в сторону. <сильная>Да, мне кажется, что эта линейка была создана специально под Россию? Я думаю, если этот продукт покупают, значит, он имеет право на существование. Крупные корпорации всегда думают только о своем финальном годовом отчете. А то, что она не нравится очередному задроту, вроде меня – кого это волнует? в Ну хорошо, в начале двухтысячных купить хорошую обувь было проблематично, а с открытием adidas Originals в 2004 году ситуация изменилась? Я, честно говоря, этого не заметил. В России за все время своего увлечения я купил не больше 10 моделей adidas. Я был бы рад прийти, померить и купить что-то в России, мое желание не подкрепляется наличием продукта. в А как же Kixbox, куча других магазинов, ситуация совсем не изменилась? В Kixbox я, кстати, купил ZX 450. Глобализация затронула всех. Интернет расставил все по своим местам. Стать коллекционером стало очень просто, назваться им еще проще. Тут надо немного разграничить понятия, на самом деле, ведь все, что сейчас происходит и происходило благодаря Киксбоксу и российскому Nike, было на некой проамериканской волне. Вообще, вся сникер-культура и сникер-коллекционирование до сих пор в России подразумевает собой плохую копию того, что творится в Америке. Очереди за релизами, многочисленные коллаборации, комнаты, заполненные коллекциями кроссовок, весь этот sneaker порно – все это пришло из Америки и лично ко мне это никакого отношения не имеет. Российские тапки-эксперты в своих многочисленных статьях и интервью не отделяют европейскую терраса моды от американской тапки-культуры. У нас все смешано в кашу и, судя по всему, смысл заключается в том, сколько у тебя пар кроссовок, а еще лучше, если это будут лимитрированные сникеры. в Про стиль понятно, его у нас никогда не было и пока не предвидится. Хорошо, а где тогда ты ищешь себе обувь на новый сезон? Я все покупаю через интернет. Есть несколько интернет-магазинов и всем известный аукцион, на котором можно найти все, что угодно. Мой размер uk 11, так что выбор у меня есть, как и людей с другими размерами. Сейчас достаточно сложно себе представить пути, недоступные простым смертным, было бы желание. Купить пару кроссовок – сейчас это всего лишь вопрос денег, а окончательно закрыть вопрос с коллекцией можно всего лишь при наличии 10 000 евро. в А как ты относишься к мнению, что для коллекционирования кроссовок необходимо иметь очень хороший доход? Любой гражданин имеет возможность покупать одну пару кроссовок в месяц и жить нормально, и это никаким образом не ударит по его расходам. Мне кажется, что через 5 лет появится много людей, которые возьмут именно количеством. В мое время было сложнее покупать кроссовки. Сейчас потратить 200 – 300 долларов в месяц на покупку обуви – это не что-то запредельное. Сейчас мы затрагиваем вопрос о количестве. Мне показывают всякие собрания коллекторов, которые выкладывают фотографии своих кроссовок в контакте и знают, сколько у них пар в коллекции. И если он говорит, что у него 124, 65 или 99, то он, скорее, не сникер-коллектор, а «дрочила» или «ботан». Здесь не важен вопрос количества, и на первое место выходит даже не качество, а твоя концепция, что у тебя в голове. То, благодаря чему ты покупаешь себе кроссовки. Какая у тебя концепция? Поскольку я не считаю себя коллекционером кроссовок, может быть, лет через 20 я смогу ее выработать. Я взрослею и мое мировоззрение меняется, меняется взгляд на кроссовки, и для меня мое увлечение кроссовками переходят от одной стадии в другую, и у меня нет определенной цели, у меня есть вовлечение. В один период времени мне нравится один силуэт, в другой – другие направления. Вот мы расстались с девушкой, так мне вообще стало «положить» на кроссовки, хотя, по правде говоря, покупать в тот момент я стал их намного больше. В этом плане мое отношение к ним эволюционирует. Это данность. Например, у меня был интерес к кортовой теннис обуви вдохновил. Это производные от Grand Slam, Стэн Смит, Форрест Хиллс, Настасе, затем был интерес к кроссовки: ZXs, Micropacers, APS. На текущий момент мне наиболее импонируют clean & простые силуэты – это крытый обувь – обувь, предназначенная для использования в залах. Это вариации на тему гандбол, Монреаль, Город, Серия, Spezial, Samba. Но в то же время мне до сих пор нравится и кортовая обувь, хотя ее я ношу намного реже, но все равно ношу. Да и в тех же раннерах мне до сих пор нравятся все эти старые технологии, те же peg системы. APS технология со сменными панелями жесткости, которые использовались в Rising Star, Micropacer, с которыми у меня достаточно странные взаимоотношения. Они внешне мне вообще не нравятся, но тот коллекционер, которого я в себе подавляю и который сидит внутри меня, заставляет меня их покупать, в разумных цветах, естественно. в Назови свой Топ-5 на данный момент На самом деле – это очень сложный вопрос. Пожалуй, я назову наиболее важные для меня модели не с точки зрения их редкости, ценности, а скорее, с точки зрения исторической значимости для adidas, разноплановости их первоначального спортивного предназначения: бег, теннис, футбол, зал. адидас ДП Samba Super Suede Spezial LA Trainer Micropacer Тримм Trab Forest Hills’82 А как ты относишься к постоянному перевыпуску различных культовых моделей, причем не обязательно в классической расцветке? Я не назвал бы себя противником переизданий. Для меня любая пара, выпущенная огромным концерном, в любом случае, имеет право на существование. Конечно, если у меня будет выбор купить перевыпущенную модель или оригинал из 80-х, я куплю оригинал, так как материалы, из которых тогда делали обувь, по качеству очень сильно отличаются от современных. Ну и за ними есть история. Но если модель мне нравится, то я ее покупаю вне зависимости от момента выпуска. И наконец, насчет цветовых решений. Так, для многих оригинальные цвета считаются эталоном, но с хрена ли их считать эталоном?! Да, мне они тоже нравятся, но зачем отвергать то, что в равных пределах делают сейчас. Есть цвета, которые традиционные для adidas и которые мне нравятся. Например: Темно-Синий/Аргентина-Синий, Кислотный Электрический/Loneblue, Белый/Металл Золото, Синий/Белый. Эти цвета на любой паре кроссовок adidas выглядят лучше, чем остальные. Другое дело, люди сейчас мыслят по-другому и другой рынок, поэтому компания не ограничивается только этими расцветками. Да и вообще, это изначально спортивные цвета, рассчитанные именно на спорт, а не ношение на улице. Что ты носишь помимо adidas? Я чаще не ношу adidas, чем adidas. Я очень люблю обувь холст – легкую хлопковую обувь. У меня ее очень много и, когда погода шепчет, то меня чаще можно увидеть в ней – это Конверс, патроны & домкраты, Sperry Striper, Fred Perry настольный теннис, Vans Authentic, Tretorn Nylite – это моя самая любимая летняя обувь. Это тоже мое увлечение, не такое, конечно, как adidas, к ней я отношусь гораздо проще – я ее ношу, стираю, она рвется, и я покупаю новую. в Твое отношение к коллаборациям? adidas сейчас является наиболее сильным брендом с точки зрения позиционирования на современном рынке. Достаточно вспомнить проект консорциума, который начинался с архивных моделей, которые были выполнены с использованием новых материалов и цветовых решений. Возможно, он прошел мимо меня, но это был очень интересный проект, повторюсь, купил себе только ZX 450. Было множество недовольных этой коллекцией, потому что большое количество людей воспринимает обувь adidas только в определенных цветах. Но тут задача была другая – восстановление архивных моделей в современном неизбитом ключе. В итоге этот проект трансформировался в тесное общение с ключевыми европейскими и американскими акаунтами, что послужило началом переиздания серии city совместно с магазинами, которые расположены в городах, в честь которых названы модели кроссовок. Диалог с потребителем через небольшие имиджевые магазины – это наиболее эффективная маркетинговая стратегия на этом рынке на данный момент. Те же коллекции с небольшим канадским магазином выкуп – лишь подтверждают это. Сейчас вышла линейка Adidas x Star Wars. В принципе, с эстетической точки зрения, мне она не понятна, я не знаю, какую именно модель я бы купил, но, в любом случае, с точки зрения маркетинга и продаж – сильный ход.